Полуразгруженные компенсаторы
В рассмотренных осевых компенсаторах от давления транспортируемой среды возникают большие распорные силы, которые передаются на неподвижные опоры трубопроводов и на оборудование. Существуют конструкции осевых гофрированных компенсаторов с уравновешенными распорными силами (полуразгруженные компенсаторы).
В зависимости от уравновешивающих сил полуразгруженные компенсаторы делятся на гидравлические и механические. В гидравлических компенсаторах уравновешивающая сила создается давлением транспортируемой среды, в механических – различными механическими устройствами. Конструкции таких компенсаторов разнообразны.
Гидравлический полуразгруженный компенсатор (a) состоит из.патрубков 1 и 7, один из которых имеет раструб 3. Расположенная в раструбе гофрированная обечайка 6 приварена к патрубкам — так, что транспортируемая среда омывает ее с наружной стороны, а полость через сальник 6 сообщена с атмосферой. Для удаления транспортируемой среды и осадков в раструбе просверлено отверстие, которое герметично закрыто резьбовой пробкой 2. Сегменты 4, распределенные равномерно по торцу патрубка, центрируют гофрированную обечайку в раструбе.
Компенсатор, изображенный на (б), состоит из двух гофрированных обечаек 2 и 5, которые через патрубки 1 и 6 соединены между собой тягами 3. Патрубки 1 и 4 присоединяются к трубопроводу, патрубок 6 заглушен. В компенсаторе распорная сила гофрированной обечайки 2 уравновешивается распорной силой обечайки 5.
Полуразгруженный компенсатор (в) состоит из трех соосно расположенных гофрированных обечаек 4, 6 и 8. Средняя обечайка имеет больший диаметр, чем две крайние, у которых он одинаков. Патрубки 1, 11, 13, 14, 15 и 16 через фланцы 3, 5, 7 и 9 попарно жестко соединены между собой тягами 2, 10 и 12. При таком соединении патрубков тягами распорные силы крайних и средней гофрированных обечаек направлены противоположно друг другу, поэтому они уравновешиваются.
Для уменьшения строительной длины в некоторых конструкциях гофрированная обечайка меньшего диаметра 2 помещена внутри обечайки большего диаметра 1 (г).
При этом полость обечайки 2 сообщается с атмосферой, а обечайки 1 — с трубопроводом. В конструкции полуразгруженного компенсатора (д) распорное усилие уравновешивается сильфонной коробкой 8. Коробка жестко связана тягами 2 и 4 через патрубки 1 и 6 с гофрированной обечайкой 6. Поскольку гофрированная обечайка находится под внутренним давлением, а сильфонная коробка, из которой откачан воздух, под внешним, то возникающие в них распорные силы уравновешивают друг друга.
В некоторых конструкциях (е) сильфонные коробки 4 вынесены на патрубок компенсатора. Через шланги 6 в них поступает транспортируемая среда под давлением и создает распорную силу, которая через тяги 3 и 10, фланцы 2, 5 и 8 и патрубки 1 и 9 уравновешивает распорную силу гофрированной обечайки 7.
Гидравлические полуразгруженные компенсаторы полностью разгружают концевые неподвижные опоры трубопроводов от распорной силы, которая создается давлением транспортируемой среды. Однако они сложны по конструкции, что не позволяет проводить контроль сварных швов неразрушающими методами дефектоскопии.
Кроме того, компенсаторы имеют по две гофрированные обечайки, собственная жесткость которых при сжатии складывается. Так как распорная сила от жесткости также воспринимается концевыми опорами, то в таких конструкциях целесообразно применять многослойные мягкие гофрированные обечайки.
В России гидравлические полуразгруженные компенсаторы не получили распространения. Их изготовляют различные иностранные фирмы. Для линзовых компенсаторов наибольший уравновешивающий эффект получается при применении механического уравновешивания распорных сил.